Отсутствие неполадок во всех системах большегрузного автомобиля является залогом безопасной работы водителя-международника. И если устранять крупные проблемы — дело специалистов-механиков на оборудованных для того станциях технического обслуживания, то следить за исправностью грузовика при повседневной эксплуатации обязан водитель.
От того, насколько серьёзно он подходит к данной обязанности, зависит не только своевременное выполнение работы, но и безопасность его самого и других участников дорожного движения. Крупнотоннажный грузовик, движущийся с высокой скоростью, может быть крайне опасен при возникновении неисправностей. Как раз поэтому так важно всегда поддерживать свой автомобиль в надлежащем состоянии.
Основной обязанностью водителя по обеспечению исправности грузовика является ежедневный осмотр. Он проводится перед отправкой в рейс и должен стать неотъемлемой частью рабочего дня.
Обратите внимание: необходимо тщательно осмотреть не только сам тягач, но и полуприцеп перед началом дневной поездки.
Первое, что следует сделать, — это провести визуальный осмотр фуры на предмет наличия видимых повреждений. В ходе этого осмотра водитель обязан учесть состояние основных систем машины.
Как правило, осмотр начинается с проверки шин. Важно убедиться, что степень их износа всё ещё позволяет их эксплуатировать. Ещё одной целью осмотра шин является проверка на повреждения, которые также могут стать причиной аварии.
Немаловажно проверить и давление в шинах. Оно не должно быть ни слишком низким, ни чересчур высоким, так как в обоих случаях это может привести к опасной ситуации на дороге.
При пониженном давлении в шинах возникает опасность:
- Возрастание тормозного пути в зависимости от степени загрузки автомобиля: если для порожнего он увеличивается в пределах 15%, то для гружёной фуры может достигать значения 25%.
- Сокращение срок службы шин вследствие неравномерного их износа.
- Понижение КПД двигателя и, как следствие, возрастание расхода топлива.
В то время, как повышенное давление чревато:
- Снижением устойчивости автомобиля и риском опрокидывания.
- Повышением тормозного пути.
- Аквапланированием (потерей сцепления колёс с дорожным полотном из-за возникновения водяного клина).
Осмотрев шины, водитель должен проверить, нет ли утечки жидкостей из систем тягача. Для этого надо заглянуть под машину и убедиться, что асфальт под ней сух. Также следует обращать внимание на датчик уровня масла. Его резкое понижение может говорить о наличии протечки.
Рулевая система также должна быть в идеальном состоянии. На редукторе и шлангах не должно быть повреждений, а рулевой вал должен находиться в ровном состоянии. Если он скошен, то управлять таким автомобилем до устранения проблемы нельзя.
Кроме того, водителю нужно осмотреть и состояние кабины. Не допускается повреждение зеркал заднего вида. Также они не должны быть грязными, что может затруднить оценку ситуации на дороге.
Отдельно следует убедиться в герметичности топливного бака.
Неисправности тормозной системы являются одной из самых распространённых причин аварий на дорогах. Поэтому ежедневная проверка тормозов — обязательная часть подготовки к поездке. Не должно быть утечек в тормозном шланге и камере, а также масла или загрязнений на колодках.
Убедившись в исправности автомобиля, вы можете смело отправляться в путь. В том случае, если вы выявили какие-либо неполадки или неисправности, следует сообщить о них диспетчеру компании.