Чтобы устроиться работать водителем-международником в европейскую компанию, гражданам Беларуси необходимо подтвердить своё соответствие требованиям, предъявляемым к дальнобойщикам в Евросоюзе. Подтверждают вашу квалификацию два основных документа:
- Водительское удостоверение категории CE;
- Сертификат Кода 95.
И если с правами на управление грузовым автомобилем вопросов у людей обычно не возникает, то Код 95 не всегда понятен желающим устроиться на работу в Европе. Поэтому остановимся на нём подробнее.
Код 95 — это сертификат, который подтверждает факт прохождения водителем курсов повышения квалификации управления транспортными средствами (для категорий C, D и CE). Обращаем внимание — наличие этого документа является обязательным! Без него работать дальнобойщиком в Европе нельзя.
Наличие Кода предусмотрено законодательством ЕС. Более того, каждый дальнобойщик обязан раз в 5 лет вновь проходить курсы, чтобы подтвердить своё право на управление автомобилем соответствующей категории. При повторной сдаче на Код 95 водитель проходит короткий курс. Для получения сертификата впервые необходимо пройти полный.
Код 95 включает в себя прохождение программы обучения и сдачу экзамена по итогам. Обучение должно проводиться в очной форме в любой стране Евросоюза. Однако стоит учесть, что при трудоустройстве в транспортную компанию в ином государстве вам потребуется нотариально заверенный перевод сертификата, а кроме того, некоторые компании требуют от соискателей прохождения курсов непосредственно в стране своей регистрации. По этой причине лучше всего заранее определиться, где именно вы хотите работать, и сдавать экзамен там.
Помимо обучения на Код 95, водителю также важно обладать основными навыками, которые понадобятся ему при работе. Один из наиболее важных — это умение заполнять международную накладную CMR. У нас её часто называют ЦМР, но более правильное наименование — это Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов. Транспортные накладные такого образца являются общепризнанными в Европе, так что вам постоянно придётся иметь с ними дело.
Почему так важно уметь правильно заполнять CMR? Потому что любые ошибки в ней могут вызвать проблемы на таможне, а также конфликтными ситуациями между контрагентами.
Отдельно стоит упомянуть знание правильного крепления грузов в полуприцепе. Этот навык тоже будет вам нужен на протяжении всей трудовой деятельности.
Нужно будет заранее изучить европейские требования к режиму труда и отдыха. Законодательство ЕС щепетильно относится к их выполнению, и поэтому необходимо чётко их знать.
Следование распорядку проверяется с помощью цифрового тахографа, которым должен быть оборудован каждый грузовой автомобиль. Водители также обязаны уметь пользоваться данным устройством — это не только обеспечивает соблюдение правил отдыха, но и требуется по закону. В противном случае можно получить штраф и проблемы с работодателем.
Подводя итог, подчеркнём: для работы в ЕС вам потребуется пройти курсы и сдать экзамен на Код 95. Кроме того, следует знать принципы заполнения CMR, работы с цифровым тахографом, режим труда и отдыха, а также уметь надёжно закреплять грузы.